© 2014-2017 Приорити-Транс
Международные автомобильные грузоперевозки

Статьи
Система "Платон"

Система "Платон"

Что это?

Многие государства уже давно приняли закон о плате за проезд по дорогам. В странах Евросоюза ответственность за разрушение дорожного полотна лежит на тех, кто его разрушает и зарабатывает на перевозках. Российская система "Платон", вопрос о необходимости которой был поднят лишь в 2011-м, базируется на этом же принципе.

С 15-го сентября 2015 года система "Платон" начала работать на магистралях федерального значения.

Своим названием "Платон" обозначает само действие – "плата за тонну". Этой автоматизированной системой предусматривается взимание платы с автомашин, чей вес превышает 12т, за проезд по федеральным магистралям РФ. Водитель большегруза получает приспособление, фиксирующее пройденные километры. На трассах устанавливается оборудование, считывающее информацию датчиков. Для этой же цели по трассе запускается свыше сотни мобильных комплексов.


Основной вопрос – зачем?

По статистике, порядка 56% наносимого ущерба состоянию федеральных магистралей составляет проезд "тяжеловесов", масса которых превышает 12т. Каждый год ремонт дорожного покрытия требует выделения из государственной казны около триллиона рублей, при этом наносимый ущерб со стороны большегрузов оценивается в 2,6 триллиона.

Следует заметить, что в поступлениях в бюджет велика доля от выплаты акцизов на топливо и транспортного налога от владельцев легковушек, число которых к концу 2014-го составило немногим более сорока миллионов. Участие компаний-перевозчиков (число грузовиков примерно 2 миллиона) гораздо скромнее, хотя они и являются главными "разрушителями" дорог. Для Федерального дорожного фонда появляются необходимые средства на реализацию проектов дорожного хозяйства страны. Общая протяженность магистралей федерального значения более 50 000 км, из которых более 30% требуют ремонта и повышения прочности.

На кого распространяется действие системы?

В круг действий Росавтодора не входит взвешивание машин, что должны знать и понять владельцы транспорта. Системой не производится оценка загруженности автомашины, ее действие охватывает все виды ТС, в техпаспорте которых имеется пункт "разрешенная масса свыше 12т". Есть груз или нет – платить за проезд надо, если маршрут пролегает по федеральным дорогам.

Если маршрутом обходятся трассы федерального назначения, то и регистрация не понадобится, и никаких сведений не требуется, и считывающее устройство не выдается (предоставляется бесплатно каждому, кто написал заявление и представил нужные документы).

Наиболее удобным вариантом для водителя, планирующего проезд по федеральной дороге, станет заключение соглашения и получение бортового считывающего прибора у оператора "Платона". После чего следует на лицевой счет внести некоторую сумму, с которой каждый день автоматически будут списываться средства, согласно пройденным километрам.

Но не всегда маршрут пролегает лишь по федеральным магистралям (ФМ). В этом случае надо просто подать заявку оператору, где потребуется указать начальный, конечный пункт и время движения. Производится расчет оплаты в зависимости от протяженности ФМ, средства снимаются, а водитель может спокойно ехать. Если оплата за эти участки дороги не поступит, то производится фотофиксация госзнака ТС и подготавливается протокол о нарушении. Нарушителю приходит письмо, как и при превышении скорости.

Зарегистрированному пользователю доступен просмотр состояния текущего счета по аналогии с просмотром положения дел в "Личном кабинете" у мобильных операторов. Так и здесь можно увидеть остаток средств на счете, как они списывались и какой путь пройден.

О тарифах

Правительственным постановлением изначально тариф предусматривался в размере 3,5руб/км, хотя эксперты озвучивали необходимость более высоких расценок. Согласно постановлению Правительства за №1191 от 03.11.15г. сумма снижена до 1,53руб. на срок до 1 марта, после чего тариф возрастет и составит3,06руб/км до 31.12.18г. Далее плата увеличится до 3, 73 рублей за километр.

Внесение платы осуществляется Владельцем транспортного средства до начала движения по федеральным трассам.

В конце прошлого года в Думу РФ был внесен законопроект, предусматривающий освобождение машин большого тоннажа от транспортного налога и внесение поправок в Налоговый кодекс о расширении списка ТС, освобождаемых от данного типа налога. Именно система "Платон" стала причиной внесения законопроекта. Кроме большегрузов в реестр предложено включение грузовых автомобилей, мощность двигателя которых превышает 250л.с.

Кому можно не платить?

Можно выделить несколько вариантов, когда оплата не производится.

  • Вариант маршрута, минующий федеральные дороги. К федеральным магистралям в РФ относятся в большинстве своем дороги между крупными городами, список их можно уточнить самостоятельно по приведенной ниже ссылке. Конечно, при дальней поездке, избежать проезда по федеральной сети вряд ли получится.
  • для пассажирских ТС, исключая грузопассажирские ТС;
  • спецсредства с сигнальными световыми и звуковыми устройствами (пожарные, полицейские, скорые, аварийно-спасательные и военная автоинспекция);
  • самоходные ТС с вооружением, военная техника, машины ВС РФ и другие ТС, перевозящие военное имущество, вооружение, технику.

Пользование какими дорогами подлежит оплате и где можно ознакомиться со списком?

Система создавалась для обеспечения оплаты за пользование федеральными трассами в законодательном порядке в счет восполнения ущерба, наносимого автомашинами большой грузоподъемности. С перечнем дорог федерального значения и с Правительственным Постановлением №928 от 17.11.10г. можно ознакомиться, открыв pdf-файл Перечень автодорог

Каким образом производится оплата?

Если используется карта пути, водитель получает информацию о размере необходимых средств для оплаты. Если используется бортовой считывающий прибор, то необходимо внести на счет средства для оплаты проезда. С августа 2015-го ООО "РТИТС" начало регистрацию транспорта и их собственников. В ноябре ежедневно проходили регистрацию порядка 23 000 автомобилей.

Оператор дает информацию относительно каждого ТС, прошедшего регистрацию и за которым закреплен считывающий бортовой прибор, каков остаток средств, внесенных собственником ТС в счет оплаты, если их хватает на проезд меньше 100км. В Правилах этот пункт предусмотрен с целью предотвращения неожиданного отрицательного баланса, а человек всегда в курсе состояния своего текущего счета.

Перед поездкой по магистралям федерального значения владелец ТС устанавливает бортовой прибор, включает его и вносит плату, рассчитанную в зависимости от километража маршрута и установленного тарифа. Во избежание недоразумений лучше перечислить на счет сотню-другую лишнюю: деньги никуда не денутся, а водитель будет застрахован от того, что буквально на последние километры ему не хватит средств. Лучше подстраховаться, чем нарываться на штраф. Неиспользованные средства можно вернуть или потратить для последующих поездок.

Плата для ТС с закрепленным за ним бортовым прибором или сторонним бортовым прибором, начисляется автоматически, исходя из полученных от прибора данных. В таком случае по ходу поездки по федеральной магистрали проводится списание денег в соответствии с пройденными километрами.

Как пользоваться системой

Грузоперевозчик вносит плату, оформив дорожную карту, либо установив полученный без дополнительной оплаты бортовой считывающий прибор (устанавливать его необязательно). Счет пополнить можно, воспользовавшись терминалами "Платон", "QIWI" или через сайт "Платона". Также для этой цели в регионах функционирует порядка 138 офисов.

Оплата может производиться банковскими карточками, переводами, топливными картами E100 и DKV. Организована круглосуточная работа горячей линии на русском и английском языках. Во избежание транспортного коллапса при введении Системы в действие, поблизости с пограничными переходами установлены мобильные центры для работы с транзитным транспортом.

О штрафах

В Правилах предусмотрены ситуации, когда на владельца большегрузного ТС могут налагаться штрафные санкции.

  • Если автомобиль с закрепленным за ним бортовым устройством движется по федеральной дороге с выключенным или неисправным прибором, либо вообще без прибора и без оформленной надлежащим образом маршрутной карты.
  • Если автомобиль без закрепленного за ним бортового устройства движется по федеральной дороге без оформленной надлежащим образом маршрутной карты.
  • Если автомобиль с оформленной дорожной картой движется в неустановленное время, число или по не соответствующему дорожной карте маршруту.
  • Если автомобиль продолжает двигаться после расхода всей суммы, внесенной в счет оплаты за проезд по федеральной дороге.

Таким образом, наложение штрафа, помимо грубого нарушения Правил, когда отмечается попытка ехать по трассе федерального значения без оплаты, имеются и другие:

  • езда со сломанным считывающим прибором;
  • езда с отключенным прибором;
  • нет ни прибора, ни карты маршрута;
  • нарушение времени или пути следования, обозначенных картой;
  • езда с включенным прибором, но с минусовым балансом счета.

Водителю грозит штраф за подобное нарушение в размере 5-10тыс. рублей. Контроль за движением автомашин будет проводиться и с помощью установленных камер, работающих автоматически.

Министерство транспорта РФ и депутаты Госдумы разработали ряд поправок в Кодекс административных нарушений, в соответствии с которыми водители большегрузов российских перевозчиков будут освобождаться от штрафов за отсутствие оплаты. Поступило предложение о снижении штрафной суммы для собственников автомашин до 5 000руб., при повторном нарушении – 10 000рублей. Контроль исполнения Правил полностью автоматизирован, поэтому в пути следования никто не имеет права проверять, распечатывать дорожные карты и показывать кому-либо их не требуется. Контрольной системой определяется наличие у каждого конкретного ТС соответственно оформленной карты пути или бортового прибора. ГИБДД определяет нарушение, основываясь на данных видео- и фотофиксации, после чего принимается решение о наложении штрафных санкций.

Дополнительно

Для уточнения вопросов и ознакомления с новостями можно зайти на открывшийся сайт "Платона"www.platon.ru

Также круглосуточно работает информационный центр на русском и английском по "горячим" номерам: 8 (800) 55-00-202 (по России) или +7 (495) 54-00-202 (для зарубежных абонентов).

Можно зарегистрироваться и открыть Личный кабинет, зайдя на сайт "Платона". В крупных городах и административных центрах открылись Офисы по обслуживанию клиентов, где можно получить консультацию по интересующему вопросу.